Очень многие объекты культуры в некрополях имеют странный статус. Например, есть
саркофаг с цветами* — это вообще не памятник, кусок камня, всем наплевать. Если его завтра разобьют, то ничего не будет. При этом есть могила
Сюзора*. Она охраняется, имею в виду само
надгробие*. Понятно, что такой человек, как Сюзор, значимая личность, но художественная ценность одного и другого надгробия, конечно, несопоставима. И при этом одно — памятник федерального значения, а второе — ничего. На Красненьком кладбище, например, очень много типовых надгробий советского времени, абсолютно неинтересных с архитектурной точки зрения, и они охраняются как памятники культуры регионального значения. Там же есть обалденная усыпальница в стиле модерн, но она тоже не охраняется. То есть все эти охранные статусы надо пересматривать, и кому это нужно, не совсем понятно. Не уверена, что в мире есть какой-то прецедент, когда огромное количество могил и людей вдруг стало никому не нужно. И нам важно что-то с этим делать.
Очень сильно заметно композиционное единство на кладбищах, если посмотреть на старые фотографии. Их не очень много, конечно. Но там заметно, что памятники как-то перекликаются друг с другом, памятники имеют какую-то отсылку к жизни человека. Так было не только до революции, но и в советское время. И это очень здорово, потому что ты смотришь не просто на какое-то «тут был Вася», а ты смотришь на то, что тут был Вася, а Вася был тем-то, это уже история человека. Скажем, я ходила по Волковскому лютеранскому, и там на могиле — кораблик, из металла такой симпатичный, сразу понятно, что человек так или иначе был связан с кораблями, или моряк, или корабли создавал, и сразу яркая картина о человеке вырисовывается. Соотвественно, когда на дореволюционных надгробиях видишь барельефы, да, они могли изображать какие-то христианские сюжеты, библейские сюжеты, но жизнь человека могли переложить на эти сюжеты. Опять же, если надгробие взять и поставить другому человеку бездумно (а так обычно и происходило), то весь смысл терялся. Понятное дело, что все не сохранишь и память обо всех не сохранишь, но....Например, на Смоленском лютеранском есть надгробие Чарльза Бёрда. Во-первых, он шотландец, готика английская, все такое. И его надгробие — это металлическая готическая часовня, а металл — как раз то, чем он занимался. В частности, он делал конструкции для купола Исаакиевского собора, всякие инновационные вещи, а напротив лежит Адамини — он был каменщиком, у него такое огромное каменное надгробие. И он делал фундамент для Исаакиевского собора. Получилось, что человек, который делал конструкции для купола, и человек, который делал фундамент того же собора, лежат напротив друг друга на одном кладбище. Возможно, такое расположение вышло случайно, а возможно и нет, но это очень интересно. Камень — каменщик. Металл, английская готика — шотландец. Все эти вещи — они такие хрупкие. И сразу понимаешь, что тогда были такие же люди, как и сейчас.
К слову о людях: недавно читала книгу «Записки старого петербуржца» писателя и публициста Льва Успенского, где он приводит цитату французского историка Олара про важность «малой» истории.