Скажем, если вы приезжаете в Ригу, то видите огромное количество домов, построенных до Первой мировой войны, особенно заводских построек. Поэтому и у властей, и у жителей этого города есть выбор: они могут совершенно спокойно снести здание, если им нужно что-то построить. Теперь возьмем другой город, например, мой родной Нижний Новгород. Предположим, подобных — в ту эпоху вполне обычных, заметьте! зданий всего несколько, скажем, полдюжины. А если вы поедете дальше на восток России, то будут города, где такое здание одно. Конечно, их ценность в каждом таком отдельном случае возрастает. Поэтому еще раз: нет объективности в культуре. Каждый раз должен быть консенсус. Автоматически прибегать и защищать любой дом, только потому что туда заскочил на пять минут Пушкин — это бессмысленно. Пушкин заходил в огромное количество домов. Мне кажется, что одним из совершенно удивительных положительных случаев культурной памяти — это находящийся в Питере жилой дом рядом с буддийским храмом, дацаном, который сам по себе — удивительный памятник культуры и истории. Он находится в районе Старой деревни, прямо напротив Елагина острова. Этот дацан — раз уж я его вспомнил — смесь тогдашней архитектуры модерна, ар-нуво и буддийской монгольской и тибетской архитектуры. Так вот, рядом стоит дом, в котором жили те, кто служил в дацане, так уж вышло — их туда поселили. И туда захаживали — надолго, поговорить, пообсуждать, а то и поработать — многие великие русские востоковеды и деятели культуры, от Федора Щербатского до Даниила Хармса. И этот дом сохранился, там висит две доски. На одной написано, кто в этом доме жил. На другой — кто сюда ходил. Там ведь не написано даже, что это доска памяти людей, убитых НКВД. Просто даты смерти и краткая надпись, либо «расстрелян», либо «арестован» (хотя там есть счастливые исключения, кто-то умер сам — либо до 1937-го, либо позже). И этот список на старом доме — он сильнее любого мемориала. Кстати, дацан упоминается в хармсовой «Старухе». Это очень важный с литературоведческой точки зрения намек. Вот это как раз то, как культурно-историческая память, по моему мнению, должна развиваться, жить. Это важно.