— И наука, и искусство пытаются исследовать реальность разными способами. А вот способы – это как раз их основное различие. У науки, например, конкретно выстроенный метод ислледования. Этот метод строился годами, он нормирован. Когда я работала с микроскопом, мне нужно было посчитать 300 единиц определенных видов водорослей, не 301, не 299, а 300, потому что это количество является статистически достоверным. Нужно пересчитать их, чтобы потом у тебя была какая-то опора. Хотя, казалось бы, 300 или 400 – чем больше, тем лучше, на самом деле. Но именно из-за того, что есть какой-то метод и надо ему следовать, люди выбирают четкую форму взаимодействия с природой.
В искусстве больше свободы от методов. С другой стороны, искусство менее устойчиво, более зыбко, но вот эта свобода от строгости позволяет больше сказать. Поэтому мне хочется сильнее заниматься творчеством, двигаться в сторону искусства.
Диффузия науки и искусства в этом и состоит: наука может подтвердить какую-то точку зрения с помощью выстроенной методики, а искусство может от этой методики местами освободить. Мы с моей соавторкой
Асей Каплан напечатали зин, где изучали то, как исследователь-геолог отделяет объект своего исследования от реальности. То есть если мы изучаем кусок ландшафта, то мы должны его физически выделить: мы физически собираем образцы, складываем их в пластиковый мешочек, относим в лабораторию. Сама идея о том, что геолог, изучая климат, исследуя воздействие человека на природу, вынужден пользоваться пластиковыми пакетиками для исследования, – выглядит немного абсурдной. Мне кажется, что искусство может изучить и показать со стороны, как наука взаимодействует с реальностью. Сейчас наш зин доступен
онлайн.
Примерно в таком направлении мне хочется двигаться. Показывать, как работает научное знание, как исследователь воспринимает ландшафт и где в этом научном знании кроются косяки и дыры. А они точно там кроются – я могу однозначно это сказать, потому что провела в этом 7 лет.