Михаил Тимофеев

Культуролог, доктор философских наук, главный редактор журнала
«Labyrinth. Теории и практики культуры», руководитель Центра городских и региональных исследований ИвГУ. Автор книг «Нациосфера: Опыт анализа семиосферы наций» (2005), «Город красной зари. Иваново. Неканонический путеводитель» (2017) и других. Идеолог проекта «Фабрики и Люди».
Иная Россия:
Расскажите, пожалуйста, как зародилась идея проекта «Фабрики и Люди»?
Михаил Тимофеев:
«Фабрики и Люди» — это комплексный проект, у которого несколько кураторов. Во-первых, это представитель центра гостеприимства и туризма Ивановской области Михаил Денежкин. Также агентство «Лес» и я. Инициатива создания проекта происходила от Михаила Денежкина. Он пристально следил за тем, чем я занимаюсь последние два года. А последние два года я занимаюсь тем, что работаю над книгой, которая будет называться, скорее всего, «Равнинно-фабричная цивилизация». Именно для нее я собираю материал, касающийся истории индустриального региона в границах Ивановской области. Хотя сам термин «равнинно-фабричная цивилизация» я применяю к более обширному региону, где была развита текстильная отрасль — это современная Владимирская, восточная часть Московской области и часть Ивановской. Эта довольно большая территория становится монопрофильной где-то с конца XVIII века. То есть здесь активно развивалось сначала льняное производство, а в начале XVIII века начало развиваться хлопчатобумажное производство. В значительной мере на вышеперечисленных территориях оно продолжается до сих пор.

Интерес к индустриальному наследию, как я могу судить, в последние годы возрастает. В связи с этим Центр развития туризма Ивановской области и предложил мне участие в этом проекте.

Интерес к индустриальному наследию, как я могу судить, в последние годы возрастает
ИР:
«Равнинно-фабричная цивилизация» — что это за термин?
Михаил Тимофеев:
Этот термин придуман мной и перекликается с уже довольно устойчивым термином, введенным в обиход писателем Алексеем Ивановым, — горнозаводская цивилизация. Дело в том, что этот термин использовал ученый Павел Иванович Богословский в начале XX века. Это понятие хорошо известно на Урале и пошло в массы благодаря Алексею Иванову. В том числе благодаря проекту «Хребет России», который он создал совместно с Леонидом Парфёновым. Это два культурных типа, которые основаны на разных явлениях.

Я не буду оперировать какими-то статистическими данными, но с очевидностью можно говорить, что значительная часть местного населения была связана с текстильным производством: либо напрямую, работая на фабриках, либо косвенно, обслуживая население или работая на заводах, которые обеспечивали текстильные производства.

ИР:
Сложно ли добывать историческую информацию для проекта? С какими трудностями вы сталкиваетесь?
Михаил Тимофеев:
Ивановской области в каком-то смысле повезло, потому что есть свод памятников архитектуры Ивановской области, который охватывает всю область, это во многом помогает, но некоторые данные приходится уточнять. Тем более, что акцент там делается на архитектуру.

Второй пласт, который можно прорабатывать, не углубляясь в архивы, — это наработки краеведов, но они зачастую специфичны и локальны. Достаточно большой материал существует по Иванову, есть сводный материал географического характера, связанный с областью, и есть некоторые локусы, где источников не так много, но исторический пласт там достаточно мощный. Естественно я задействовал все источники. В чем-то мне помогали сотрудники Музея ивановского ситца, не столько с этим проектом, сколько с книгой, потому что она должна быть уникально иллюстрированной, в этом помощь музея была очень существенной.

В силу разных обстоятельств, оказалось сложно найти портреты исторических персон, основателей предприятий или кого-то из династий фабрикантов. Как мне, в частности, объясняли причины в Кинешемском музее — это иногда было связано с тем, что они являлись старообрядцами, которые из-за своих религиозных убеждений не хотели фотографироваться. Но были случаи, когда некоторые отходили от такого ортодоксального старообрядчества, поэтому, если долго искать, то их фотографии можно найти. Вот с такими трудностями приходилось сталкиваться.

Также я работал в московских и ивановских библиотеках, в областном архиве, до других пока не дошел. Массив информации действительно очень большой, и когда мы обсуждали условия работы над этим проектом, изначально я настаивал на том, чтобы речь шла о достаточно большом количестве населенных пунктов, чтобы показать широту распространения текстильного производства. Так мы остановились на 15 фабриках в 10 городах и поселках. Конечно, это меньше половины того, о чем можно рассказать, и, безусловно, речь идет о больших объектах. Существует ещё много маленьких фабрик, которые иногда и для широкой публики все-таки заслуживают внимания. Но могу сказать, что мы рассчитываем на второй сезон проекта, чтобы охватить ещё 15 фабрик, обратиться к их истории и представить наиболее репрезентативно. Ну, а дальше пойдем во Владимирскую область, наверное!

ИР:
Общаетесь ли вы с потомками текстильных династий?
Михаил Тимофеев:
Взаимодействия были, некоторые потомки обнаруживали меня в Фейсбуке, где время от времени я публикую свои материалы. Тесного общения не было, но какую-то информацию я получал, какую-то отдавал. В частности, в начале года у нас был пожар на одной из фабрик. На эту информацию откликнулась потомок одной из текстильных династий. Это была бывшая фабрика братьев Гандуриных, после фабрики там функционировал механический завод, который выпускал запчасти для текстильного оборудования, а потом там был, по-моему, швейный цех или что-то подобное.

ИР:
Получается, что потомки действительно чувствуют связь с делом семьи сквозь поколения...
Михаил Тимофеев:
Дело в том, что Иваново и область — это территория, которая все-таки пытается поддерживать свое «текстильное» реноме, хорошо, что здесь находится Музей ивановского ситца. А сотрудники Музея находятся в тесном контакте с потомками известных династий. Здесь проходили (и проходят) выставки с их участием, некоторые из них работают в сферах, близких к текстильной. Здесь связь все-таки прослеживается, она есть. То есть я не первооткрыватель привлечения потомков на их историческую родину.

ИР:
Какие основные архитектурные стили преобладают в фабричном строительстве?
Михаил Тимофеев:
Что касается архитектурных стилей, то основной массив фабрик, которые привлекают внимание и поражают воображение, — это стиль, принятый называть красно-кирпичной архитектурой, по большому счету он заимствован в Англии. Англия дала не только станки для производства, не только пряжу для этих станков, но и те образцы индустриальной архитектуры, которые затем тиражировались в разных городах. Некоторые местные архитекторы, поскольку Ивановская область состоит из частей Владимирской и Костромской, то владимирские и костромские архитекторы в самом Иваново-Вознесенске занимались строительством гражданских, а не индустриальных объектов. Они создавали очень интересные ансамбли, что связано, в том числе, с развитием технологий. В частности, в начале XX века появились первые индустриальные комплексы с использованием железобетона. В Вичуге (тогда это было ещё село Бонячки) у фабрикантов Коноваловых появился железобетонный корпус с очень любопытным портиком. Античный портик на фабрике — скорее явное исключение, а не правило. В добавление ко всему портик состоит из нечетного количества колонн, там 5 колонн, а не 4, 6 или 8. Эти колонны самые толстые колонны в Европе, чем местные жители очень гордятся. Изначально логотип «Фабрик и Людей» мы хотели сделать как раз в виде этого корпуса, но в итоге решили не вводить в заблуждение тех, кто далек от истории промышленной архитектуры.

Фабрики здесь выглядят по-другому: это некие краснокирпичные сооружения, которые легко можно отличить по наличию возвышающейся над основными корпусами технологической водонапорной башни. Это такой типичный пейзаж. Неизвестно, кто был архитекторами некоторых фабрик. В частности, во Владимирской и Московской областях были приглашенные архитекторы из Англии, которые создавали эти ансамбли. Уровень архитектуры достаточно высокий, её можно назвать интернациональной: русские зодчие перенимали опыт англичан, ну а английские мастера экспериментировали с фабриками в России, иногда делая акцент на особенности английской архитектуры.

Уровень архитектуры достаточно высокий, её можно назвать интернациональной: русские зодчие перенимали опыт англичан, ну а английские мастера экспериментировали с фабриками в России, иногда делая акцент на особенности английской архитектуры
ИР:
Почему именно Ивановская область стала центром текстильной промышленности России, справедливо ли это утверждение?
Михаил Тимофеев:
В этом до сих пор есть некоторая загадка. Отвечая на этот вопрос, нужно держать в голове тот факт, что административные границы очень условны и что в 20 веке они неоднократно менялись. Собственно говоря, именно в 20 веке сначала появилась Иваново-Вознесенская губерния, затем Ивановская промышленная область, а потом уже нынешняя Ивановская область. И те, кто обращался к причинам, выделяли, по крайней мере, две.

Одна из них универсальная и связана с тем, что эта территория, захватывающая Костромскую, Владимирскую и часть Московской губерний, это место, где проживало большое количество староверов. В значительной степени именно староверы становились инициаторами занятия текстильным бизнесом. Это такой вариант западной протестантской этики, то есть образ жизни староверов предполагал уважение к труду и игнорирование вредных привычек.

Что касается Костромской губернии и севера Владимирской, то есть предположение, что здесь поселились выходцы из Новгородских земель, после того, как они были разорены Иваном IV, и часть нижегородцев переселились сюда, а так как у них были сильны предпринимательские традиции, то они проявили себя на новой территории. Самые известные кланы, прежде всего Морозовы, которые затем разделились на несколько ветвей, частично развивали свой бизнес в том числе на территории нынешней Ивановской области.

Одна из задач проекта, и меня в частности, — это донести до широкой публики, что русское предпринимательство не ограничивается теми именами, которые у нас на слуху. Фабрикантских кланов достаточно много, и они были достаточно мощными. В этой связи хотел бы привести пример: в 1913 году на мероприятие в честь трехсотлетия дома Романовых в Кострому приехал Николай II, куда были приглашены уважаемые люди из Костромской губернии, на этом ужине по левую и правую руку от Императора сидели фабриканты из городов Вичуга и Родники. Тогда они ещё не были городами. Это были будущий министр временного правительства Александр Коновалов и Михаил Красильщиков. То есть в Костромской губернии самыми уважаемыми предпринимателями оказались текстильщики. О Коновалове что-то известно за пределами Ивановской области, а вот о Красильщикове знают мало.

Вы знали об этих деятелях?

ИР:
Нет, не знала.
Михаил Тимофеев:
Значит, мы выполняем нашу миссию, а именно просвещение массовой аудитории, рассказывая о людях, которые сыграли важную роль в развитии текстильной отрасли. А также о культурных начинаниях, музеях и других проектах, связанных не в последнюю очередь с культурой труда и повседневной жизнью местного населения.

ИР:
Планируется ли выход проекта «Фабрики и Люди» за рамки онлайна?
Михаил Тимофеев:
Безусловно, это живой проект, который реагирует на внешние импульсы. Уже есть предложение сделать экскурсионный проект, сейчас он на стадии обсуждения. Пока готового продукта нет. Но раз я за это дело взялся, значит, вижу потенциал!

ИР:
Можно ли изучить нетривиальные маршруты по Ивановской области благодаря проекту «Фабрики и Люди»?
Михаил Тимофеев:
На самом деле, маршрутов может быть достаточно много. Я занимаюсь той стороной, которая, будем смотреть правде в глаза, ещё не раскручена. Эти маршруты, что называется, на любителя, на определенную целевую аудиторию. Я общаюсь как раз с исследователями и популяризаторами индустриальной культуры на Урале, в других регионах страны, а также с зарубежными авторами, которые занимаются этой темой. И понимаю, что этот большой потенциал находится в самом начале предъявления широкой публике. В зависимости от того, насколько увлекательно мы сможем об этом рассказать и поразить воображение широкой публики, настолько он и будет востребован. Пока это продукт, который, во-первых, ещё не стал продуктом, он требует оформления. Во-вторых, это очень мощный пласт с самыми разными выходами. То есть когда мы начинали работать, у наших коллег, которые осуществляют медиаподдержку, было весьма смутное представление о том, что такое фабрики. Я им объяснял, что здесь речь должна идти не только о производстве, но и о создателях производств, об их образе жизни, об их домах, особняках, дворцах, мы не должны забывать о том, кто создавал продукт, о том, как жили рабочие. Между фабрикантами и рабочими были инженерно-технические работники.

Нам важно показать ещё и культурную инфраструктуру. Некоторые фабриканты заботились о культурном досуге рабочих, создавали народные дома, театры, музеи и так далее. Пока это разрозненные объекты в разных городах. Я знаю, что некоторые люди до того, как мы начали разрабатывать этот проект, пытались работать с похожим материалом — в Интернете я нахожу отчеты о путешествиях в те локусы, которые мы сейчас рассматриваем. Приятно читать в ЖЖ, в Фейсбуке отчеты о том, что люди поражены открытиями тех объектов, которые совершенно не известны широкой публике. Так что получается, выход на более широкую аудиторию — это то, что подразумевает наш проект.

ИР:
Как в своем проекте вы боретесь с культурными стереотипами региона?
Михаил Тимофеев:
Стереотипы о регионах достаточно живучие, переломить их достаточно сложно, если они формировались в течение долгого времени, присутствуя в информационном поле. Думаю, что даже за два сезона, если мы сможем сделать два сезона, мы не переломим их. По крайней мере я понимаю, что мы сможем переломить главное. Дело в том, что после распада Советского Союза многие предприятия в течение десятилетия закрылись: в начале XXI века большое количество фабрик перестало существовать, некоторые из них стали разрушаться или стали использоваться для других целей, как Бизнес-центры или Торговые центры.

Когда мы начали выяснять, сколько работающих фабрик, сколько будет у нас их в этом сезоне, мы обнаружили, что это достаточно большое количество. А когда речь зашла о том, сколько из них функционирует, то оказалось, что их где-то треть. Некоторые работают не на полную мощность, то есть часть цехов не задействовано, часть продолжает работу. Этот факт дает нам право показать, что текстильное производство на территории Ивановской области по-прежнему существует, выпускается миллионы метров ткани, новые ткани с новыми техническими характеристиками. Существует и швейная отрасль: это не только комплекты постельного белья, но и другая продукция. То есть мы показываем, что текстиль на этой территории продолжает жить, хотя, конечно, не в тех объемах, которые были до революции и в советское время.

Я не так давно нашел плакат Ивановского текстильного треста, где есть текст на английском и китайском языках, а на картинке изображено, как рабочий показывает китайцам ткани. Соответственно, речь идет о том, что в те времена мы продавали в Китай большое количество ткани. Представить сейчас такой расклад довольно сложно. Ситуация радикально изменилась за сто лет. Теперь многие мировые производства покупают китайские ткани, но на этом фоне некоторые ивановские ткани демонстрируют гораздо лучшее качество, чем китайские аналоги.

ИР:
Многие думают, что Ивановский текстиль не в моде, и будет сложно его сочетать с привычной всем одеждой. Возможно, поэтому остаются такие стереотипы.
Михаил Тимофеев:
Вообще, текстильное производство — это несколько слагаемых: само производство, от которого зависит качество продукции, и внешний облик изделий, над которыми работают художники. Надо сказать, что в Иванове готовят хорошие кадры художников, задействованные на некоторых предприятиях, они создают принты и рисунки, которые постоянно обновляются и запускаются в производство. И то количество, о котором нам рассказали, конечно, поражает.

Некоторые производители сотрудничают с известными фирмами и кинокомпаниями, которые дают разрешение использовать их героев на тканях, предназначенных для детей и молодежи. Этот ассортимент обязывает производителя придерживаться высокого качества продукции. Также компании следят за тем, чтобы условия труда на фабриках соответствовали международным стандартам. То есть это двойной контроль — не только продукция, которую получает потребитель, но и внимание к социальной составляющей, что очень важно для работников.

И на самом деле, ассортимент стал совершенно иным, нежели в советское время, потому что производится не только товар народного потребления, как это было принято называть, но и разные технические ткани. Это и рабочая одежда, и материалы, которые используются при дорожном строительстве.

Кстати, блок про материалы для сайта в процессе создания. Второй этап экспедиции начался в середине августа, мы посетим несколько предприятий, и результат нашей работы будет представлен публике осенью.

ИР:
Очень интересно! Сейчас есть онлайн-базы с орнаментами, которые очень вдохновляют на творчество.
Михаил Тимофеев:
Текстильные орнаменты тоже очень интересны, по этой теме даже есть книги. Как-то раз дал ссылку на своей странице на книгу Т. Арманд, «Орнаментация ткани». Этот пост привлек внимание и собрал большое количество отзывов. Многие задавали вопросы, а также восхищались тем, что это очень познавательно, что раньше они об этом не знали, а сейчас это крайне их вдохновило.

ИР:
Сможете ли вы охарактеризовать Ивановскую область в трех словах?
Михаил Тимофеев:
Это самый сложный вопрос. Для начала я объясню, почему он сложный. Это связано не в последнюю очередь с тем, что Ивановская область, как я говорил ранее, это регион, созданный из двух частей. Наряду с такой мощной индустриальной составляющей, в области много интересных районов, где имеются природные объекты, это юг и восток области. На язык напрашивается термин сельскохозяйственный регион, звучит как-то уничижительно, хотя по сути владимирское ополье, часть которого находится на территории Ивановской области, — это такая региональная житница, где производят очень много сельскохозяйственной продукции. Второй тип районов — это заповедные зоны, которые, например, называют ивановской Карелией, с одной стороны, это поднимает её уровень, с другой стороны это все-таки подчёркивает вторичность, поскольку в Карелии природа все-таки круче. В этих районах, в том числе, развиты народные промыслы, некоторые из которых широко известны, например, палехская и холуйская миниатюра. Но все-таки значительная часть городов — фабричные города и поселки. То есть первое слово — фабрика.

Второе слово — авангард, поскольку второе дыхание эта территория получила после революции, когда была создана Иваново-Вознесенская губерния, где началось активное строительство в модном тогда стиле конструктивизм. Появились в то время и агитационные ткани. Сейчас я импровизирую, на самом деле.

А третье, примиряющее слово — это Волга. Ивановская область — это единственная область в Поволжье, где главный город находится не на этой реке, а область окаймляется ею с севера и востока. То есть мы в этом смысле уникальны. Иваново смог реализовать себя как крупный промышленный город, не находясь при этом на берегах великой русской реки. А ещё на Волге находится куда более известный, чем Иваново, город Плес.

Три слова — Фабрики. Авангард. Волга.

Ивановская область — это единственный регион Поволжья, где главный город находится не на этой реке, а область окаймляется ею. То есть мы в этом смысле уникальны. Иваново смог реализовать себя как крупный промышленный горд, не находясь при этом на берегах великой русской реки
Дата публикации: 01.09.2021
Автор фотографий: Александр Бормотин