выпуск 3

Иной театр
~
~
Участие в театральных представлениях знакомо нам с детства. С юных лет мы перевоплощались в различных персонажей, несмотря на нашу дальнейшую профессиональную судьбу. Таким примером явился и писатель Николай Васильевич Гоголь. В Нежинской гимназии он был основателем и действующим актером во всех постановках, которые сам же и режиссировал. Друзья прочили ему судьбу великого актера. Однако при поступлении в труппу Александринского театра он потерпел неудачу. Если задуматься, театр очень близок каждому человеку, но как развивалось это искусство в России и каково оно сейчас?

Этот выпуск разделен на шесть действий с двумя антрактами: от эпохи Алексея Михайловича до современности. Но акцентировали мы внимание лишь на некоторых временных отрезках.
Представляем вашему вниманию первые два действия, охватывающие вторую половину XVII — первую половину XVIII века. Хронометраж — 14 минут.
Первое действие посвящено эпохе Алексея Михайловича,
второе — эпохе Анны Иоанновны.
Место действия — Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина.
*Уникальный музей был основан общественным деятелем и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным 29 октября 1894 г. В коллекции музея можно найти фотографии, эскизы костюмов, афиши спектаклей, редкие издания по театральному искусству и прочее.
~
Антракт
Через 95 лет после смерти Анны Иоанновны, которая учинила «шутовскую свадьбу», в свет выходит исторический роман Ивана Лажечникова «Ледяной дом»(1835). В романе идет речь об эпохе правления императрицы.

Вот как описывает повествование исследовательница Н.Н. Петрунина: «С первых страниц романа картины зимней стужи переплетаются с другими — с описаниями нравственного оцепенения, мертвящего страха и скованности, в которых пребывает молодой Петербург, еще недавно, при Петре, полный жизни и веселья, теперь же, в царствование чужой стране и народу Анны Иоанновны, преданный на волю ее приспешникам — клике ненавистных иноземцев. Человек осмелился помыслить о протесте — и нет человека: его схватили клевреты Бирона, всесильного фаворита императрицы, пытали, заморозили заживо. Нет больше правдоискателя, он стал безобразной ледяной статуей. И, как бы в насмешку над трагедией человеческой судьбы, вид этой статуи рождает у русской императрицы мысль о постройке потешного ледяного дворца, о празднике шутовской свадьбы. Образ ледяного дома проходит через весь роман, вплетается в перипетии романической интриги, перерастает в олицетворение мрачного и бесчеловечного царствования, над которым вершит свой исторический суд автор».

Для автора романа было важным воссоздать атмосферу того времени. Он использовал исторические документы и факты, но отдавал предпочтение образному ряду. Как отмечали современники Лажечникова, историческая правда под его пером была искажена. У самого автора было иное представление о задачах исторического романиста: «Он должен следовать более поэзии истории, нежели хронологии ее. Миссия исторического романиста — выбрать из них самые блестящие, самые занимательные события, которые вяжутся с главным лицом его рассказа, и совокупить их в один поэтический момент своего романа. Нужно ли говорить, что этот момент должен быть проникнут идеей?..».

~

Третье и четвертое действие охватывают вторую половину XVIII века. Хронометраж — 15 минут. Внутри — о первом официальном театре, судьбе крепостных актеров и, конечно, немного про любовь.

А ещё о метаморфозах. О музыке; о первопроходцах; о том, как крепостные повлияли на дальнейшее развитие театра.

И напоминание о том, как важно иметь право голоса. А имея власть в руках, не забывать о том, что в правах все равны.

Третье действие посвящено эпохе Елизаветы Петровны,
четвертое — эпохе Екатерины II.
~
Антракт
На протяжении XIX века, когда театр был уже неотъемлемой частью массовой культуры, драматурги без устали трудились и рассуждали о роли театрального представления.

Николай Васильевич Гоголь считал театр кафедрой, с которой должны вещаться добрые идеи. То есть театр для драматурга был способом наставничества, ведь кафедра — это возвышение для оратора или лектора.

«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек, и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Отделите только собственно называемый высший театр от всяких балетных скаканий, водевилей, мелодрам и тех мишурно-великолепных зрелищ для глаз, угождающих разврату вкуса или разврату сердца, и тогда посмотрите на театр. Театр, на котором представляются высокая трагедия и комедии, должен быть в совершенной независимости от всего. Странно и соединить Шекспира с плясуньями или с плясунами в лайковых штанах. Что за сближение? Ноги — ногами, а голова — головой. В некоторых местах Европы это поняли: театр высших драматических представлений там отделен и пользуется один поддержкой правительств; но поняли это в отношении порядка внешнего. Следовало подумать не шутя о том, как поставить все лучшие произведения драматических писателей таким образом, чтобы публика привлеклась к ним вниманием, и открылось бы их нравственное благотворное влияние, которое есть у всех великих писателей».
(из письма Н.В. Гоголя "О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности", 1845, Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952.
Т. 8. Статьи. — 1952. — С. 267—277))

Иное представление было у Александра Островского, отца национального театра, который воспринимал театр как арену борьбы, например, между оригинальными пьесами и переводными. Кто победит — решает рецензент. Он же и воспитывает публику. Из-за этого оригинальные пьесы известных литераторов частенько оставались на задворках театральной жизни, а следовательно их посыл оставался за границами жизни реальной.

«Монополия сделала то, что русский писатель должен писать не для всей
русской публики, а только для публики Малого театра. И явились такие
писатели, которые стали, в уровень с зрителями; они и закрепили за собою
успех на этом театре. В этом им прилежно помогают фельетонисты, которые, за
положительным отсутствием умных и талантливых ценителей изящного, заменили критиков. И если явится пьеса, сколько-нибудь выходящая из уровня
посредственности, то они в упрек ей говорят, что она не отвечает требованиям
зрительной залы. В этом убеждении публику поддерживают наши рецензенты.
Никогда театральная критика не была бестолковее, пристрастнее и озлобленнее, чем в последнее время. И это очень понятно: на такой небольшой арене, как зала Малого театра, происходит борьба за существование между десятком оригинальных писателей и двумястами переводчиков; за отсутствием в театре серьезного искусства, люди науки и солидные литераторы его почти не посещают».
(А.Н. Островский, "О причинах упадка драматического театра в Москве", 1881)
~
Заключительная часть подводит нас к современности. Она очень короткая, потому что мы не рассказывали о театре 20 века, но отметили его истоки словами К.С. Станиславского.

Эта трилогия (которая, возможно, будет дополняться) посвящена тем, кто начинал творить в Советском Союзе, продолжил во времена перестройки и закончил в современной нам России. Табаков, Еремина, Угаров, Брусникин... Эти люди ушли от нас в 2018, но мы будем помнить о них, как о смелых творцах.

Также она посвящается всем, кто сегодня старается, несмотря на преграды, создавать независимое искусство.

Хронометраж — 5,5 минут.

Пятое и шестое действие объединены в одну часть, которую представляет "ТЕАТР. НА ВЫНОС".
Благодарим Театральный музей им. А.А. Бахрушина за организацию съемок.

Благодарим Ольгу Иосифовну Веселову, старшего методиста научно-просветительского отдела Театрального музея, за ценные комментарии.

Было использовано стихотворение Б.Л. Пастернака "Гамлет" из романа "Доктор Живаго", Малое собрание сочинений / Б. Пастернак. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — с. 679.

- Библиография выпуска-
Островский Александр Николаевич

А.Н. Островский о театре. – М.: Искусство, 1947

Евреинов Николай Николаевич

История русского театра: с древнейших времен до 1917 года. – Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955
Старикова, Л. М.

К истории домашних крепостных театров и оркестров в России конца XVII-XVIII вв. – М.: Наука, 1997

Лажечников, И.И.

Ледяной дом. – Минск: Народная асвета, 1985
Выпуск 2
Иной Гоголь
Выпуск 4
Иной Чехов
декабрь'18

На главную