Антракт
На протяжении XIX века, когда театр был уже неотъемлемой частью массовой культуры, драматурги без устали трудились и рассуждали о роли театрального представления.
Николай Васильевич Гоголь считал театр кафедрой, с которой должны вещаться добрые идеи. То есть театр для драматурга был способом наставничества, ведь кафедра — это возвышение для оратора или лектора.
«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек, и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Отделите только собственно называемый высший театр от всяких балетных скаканий, водевилей, мелодрам и тех мишурно-великолепных зрелищ для глаз, угождающих разврату вкуса или разврату сердца, и тогда посмотрите на театр. Театр, на котором представляются высокая трагедия и комедии, должен быть в совершенной независимости от всего. Странно и соединить Шекспира с плясуньями или с плясунами в лайковых штанах. Что за сближение? Ноги — ногами, а голова — головой. В некоторых местах Европы это поняли: театр высших драматических представлений там отделен и пользуется один поддержкой правительств; но поняли это в отношении порядка внешнего. Следовало подумать не шутя о том, как поставить все лучшие произведения драматических писателей таким образом, чтобы публика привлеклась к ним вниманием, и открылось бы их нравственное благотворное влияние, которое есть у всех великих писателей».
(из письма Н.В. Гоголя "О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности", 1845, Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952.
Т. 8. Статьи. — 1952. — С. 267—277))
Иное представление было у Александра Островского, отца национального театра, который воспринимал театр как арену борьбы, например, между оригинальными пьесами и переводными. Кто победит — решает рецензент. Он же и воспитывает публику. Из-за этого оригинальные пьесы известных литераторов частенько оставались на задворках театральной жизни, а следовательно их посыл оставался за границами жизни реальной.
«Монополия сделала то, что русский писатель должен писать не для всей
русской публики, а только для публики Малого театра. И явились такие
писатели, которые стали, в уровень с зрителями; они и закрепили за собою
успех на этом театре. В этом им прилежно помогают фельетонисты, которые, за
положительным отсутствием умных и талантливых ценителей изящного, заменили критиков. И если явится пьеса, сколько-нибудь выходящая из уровня
посредственности, то они в упрек ей говорят, что она не отвечает требованиям
зрительной залы. В этом убеждении публику поддерживают наши рецензенты.
Никогда театральная критика не была бестолковее, пристрастнее и озлобленнее, чем в последнее время. И это очень понятно: на такой небольшой арене, как зала Малого театра, происходит борьба за существование между десятком оригинальных писателей и двумястами переводчиков; за отсутствием в театре серьезного искусства, люди науки и солидные литераторы его почти не посещают».
(А.Н. Островский, "О причинах упадка драматического театра в Москве", 1881)