АСЯ
«У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего;
оно не помнит прошедшего, не думает о будущем;
у него есть настоящее — и то не день — а мгновение»

И.С. Тургенев
АСЯ
«У счастья нет завтрашнего дня,
у него нет и вчерашнего;
оно не помнит прошедшего,
не думает о будущем;
у него есть настоящее —
и то не день — а мгновение»

И.С. Тургенев

ГЕРОИНЯ
Евфрасия Кривовичева
автор фото: @snapshot_su
Начинающая керамистка, 23 года. Родилась и живёт в Санкт-Петербурге. Окончила СПбГУ по специальности реставратор. В настоящее время развивает свой бренд керамической посуды.
О СЕБЕ
Меня зовут Ася, полное имя — Евфрасия. Мне кажется, я родилась в классической петербургской семье. Мои родители учёные, бабушки-дедушки тоже. В сфере искусства у нас в роду никого не было. В этом плане я первая. Моя жизнь очень тесно связана с искусством с 17-18 лет, когда я поступила на кафедру реставрации в СПбГУ. У нас было несколько направлений: камень, позолота, дерево и монументальная живопись (прим. ред. живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях). Как раз на неё я и пошла.
Имя у меня действительно с налётом старины, потому что мои родители православной веры, и всех детей они назвали по святцам. То есть рождается человек в определённый день, и по календарю смотрят, какие святые там указаны. Полное моё имя — Евфрасия. Оно достаточно редкое, именно в такой вариации я пока его не встречала нигде.
автор фото: @arihaaaaa
Окончила учёбу я в 2019 году. Выпускная работа заключалась в реставрации Зелёной гостиной в Музее Набокова на Большой Морской. Конкретно у меня был дверной портал, откос. Во время многочисленных ремонтов был закрашен авторский интерьер в красивом зелёном цвете. Закрашивался разными по качеству материалами. В итоге авторский красочный слой был покрыт десятью слоями краски. И последний слой — толстая краска белого цвета. Задача состояла в том, чтобы расчистить эти 10 слоев, дойти до авторского, раскрыть и укрепить его. Это достаточно трудоёмкий процесс: подновления были настолько твёрдые и толстые, что не поддавались никаким компрессам, и приходилось вручную, скальпелем счищать эти слои, пока ты не дойдёшь до начала. Это был интересный опыт.

Потом я сразу же поступила в магистратуру Академии Штиглица, отучилась год, но сейчас забрала документы. Когда я только поступала на бакалавра, то, на самом деле, не отдавала себе полного отчёта, куда иду. Для меня было важно, что направление связано с искусством. Перед поступлением я изучила расписание, дисциплины. Там было много истории искусства, реставрация, рисунок, живопись, я подумала: «Ну что мне ещё нужно — значит, надо сюда идти». В процессе обучения поняла, что это не совсем то, что меня интересует. Хотя сама по себе реставрационная деятельность очень необычна и сложна. Но меня сильно захватила керамика, и я перешла на её сторону:)
КЕРАМИКА
Переход от реставрации к керамике был достаточно плавным. На первом или втором курсе мы ходили на выставку в Эрмитаж. Она называлась «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше». Там были представлены разнообразные японские чаши-пиалы. Не только эти чаши, но и в принципе японская философия меня очень зацепила, обратила на себя внимание. Через какое-то время я начала изучать «керамический» вопрос, наткнулась на студию «Бисквит», которая находится на Петроградке в Санкт-Петербурге, пошла туда на свой первый мастер-класс. Это были очень смешные, кривоватые изделия, но тот опыт всё перевернул и изменил. Я прямо почувствовала, что меня ещё не скоро отпустит. Постепенно я начала что-то узнавать. Серьёзно я этим занялась только года полтора-два назад, а до этого было больше развлечение, игрушечки.
В реставрации свои фишки, которые с керамикой особо не пересекаются. Но могу сказать, что университет мне очень сильно помог. Изучение искусства выручает в дальнейшей работе, чем бы ты ни занимался — скульптурой, живописью, керамикой, да чем угодно. Надо понимать какие-то закономерности, которые существуют в искусстве: в ДПИ, живописи, архитектуре. Теоретически я понимаю, что всему можно обучиться и самостоятельно, но это было бы намного труднее.
О ВДОХНОВЕНИИ
Во вдохновение я не верю. Я человек, склонный к рефлексии, тленным, мрачным настроениям, поэтому чувство вдохновения, воодушевления я ощущаю довольно-таки редко. Есть вещи, которые меня мотивируют, это, наверное, собственные переживания. Они тем или иным образом отражаются в работах. Воплощение своих эмоций и идей помогает лучше понять и себя, и окружающий мир. Иногда я даже что-то в своих взглядах меняю в зависимости от работы. Сейчас я сказала какие-то громкие слова. Конечно, так бывает не всегда. Обычно я просто беру и делаю. Особенно это касается посуды: здесь нужно придумать дизайн, цветовые сочетания. Естественно, здесь есть место творчеству, но это, в основном, ремесленная работа с творческими вкраплениями. А что касается художественных идей — это больше про внутреннее, я считаю. Я люблю одинаково и посуду делать, украшать быт, жизнь, и творческие работы создавать. К сожалению, я их делаю не в таком масштабе, как мне хотелось бы. Надеюсь, что всё впереди.

Для меня толчком к работе также могут послужить природные явления. Ещё люблю изучать верования, мифологию стран, народов. Хочется потом эти знания, немного мистические, куда-то вложить, где-то применить. Повторюсь, что на вдохновении далеко не уедешь, поэтому приходится просто брать и делать.

Лично я отталкиваюсь от двух вещей. Первое — это эмоциональный отклик. Допустим, я прочитала про шаманизм, и у меня возникли те или иные эмоции. Потом эти эмоции я вложила в небольшой цикл ваз, натюрморт, они были тёмные, из тёмной шамотной глины. А дальше мы очень здорово создали коллаборацию с художницей Сашей Соко. Она нарисовала этот натюрморт и подарила мне, а я взаимно подарила ей свои вазы. Получилось очень здорово.
ЧТО, ЕСЛИ НЕ ТВОРЧЕСТВО?
Чем бы я могла заниматься, кроме творчества? Мои родители, бабушки с дедушками — люди науки: папа геолог-минералог, дедушка и прадедушка тоже, бабушка занимается химией. Моя сестра тоже на химика учится, брат математик и дядя тоже. Почему-то именно наука в нашей семье популярна. Какая же взаимосвязь науки и искусства? Мне кажется, что наука — это тоже искусство, только в иной плоскости. И там так же много места открытиям и вдохновению. Я считаю, что и наука, и искусство — о познании мира.

Я очень уважаю химию и биологию. Наверное, биологию даже больше. Скорее всего, если бы я вовремя спохватилась, то, возможно, стала бы биологом, изучала океан. Потому что сушу человек более или менее освоил. А вот океан, всякие глубины, на самом деле, изучены очень поверхностно и тем самым дают пространство для познания.

Если ещё более конкретно говорить, то, наверное, это была бы медицина, а область — женский организм. Мне кажется, он очень сложный и тонкий. Там всё так интересно взаимосвязано, что просто невозможно этим не интересоваться.
автор фото: @dashafrohn
ТРУДНОСТИ
Дефицита со сложностями у меня вообще нет. У меня постоянно возникают трудности в работе любого характера: от художественных до бытовых. Я работаю в ручной технике и на гончарном круге. Часто, допустим, мне не хватает мастерства вытянуть высокую форму, сделать тот или иной объект. Если это касается гончарного круга, то всё решается просто: путём практики, постоянным обучением или самообучением. Я прошла несколько курсов, больше всего мне понравился онлайн-курс по гончарке Евгения Покидаева, он очень хороший мастер и объясняет всё доступным языком — это прямо невероятно ценно и здорово.

Естественно, возникают проблемы с обжигами, глазурями. Глазури — это чистая химия, на самом деле. К слову про сочетание науки и искусства. Так вот глазурь — это наука с элементами искусства. В начале у меня просто не получалось сделать определённые эффекты. Я пошла на воркшоп школы Ovo Ceramics, в которой преподают всякие глазурные основы, объясняют что к чему, просто показывают, что у тебя пробел в знаниях, который нужно восполнить. Тем более, что у меня нет как такового образования академического. То там у кого-то поучусь, то здесь. Я очень благодарна Тане Герман. Сейчас она живет в Японии, у неё онлайн-школа Angry Potter. Она обучает не только работе с керамикой, но часто говорит и про композицию, про всё, что может пригодиться в творчестве, там можно задать вопросы. В общем, это безграничное поле для изучения.
Сейчас я уже не на начальном этапе, небольшой путь пройден, но в целом я не понимаю многих вещей, у меня много чего не получается — это вопрос времени и стремления. Конечно, иногда мне бывает очень грустно, что у меня что-то ломается, что-то не выходит. Или когда я сделала классную вазу при обжиге, а она треснула, или глазурь легла не так, как было запланировано, и вся идея пошла не в том направлении. Так что сложностей множество, надо просто не бояться их решать. Когда «всё плохо», близкие очень помогают и поддерживают, муж, семья. Они дают пинок волшебный!
ПРО СТИЛЬ
Я считаю, что на данный момент я ещё не нашла свой стиль, но иду к этому. Для себя я пришла к выводу, что все люди уже много веков страдают от какой-то бренности и тлена бытия. Иногда от бессмысленности. И вот они пытаются найти смысл. По своему опыту, я пытаюсь получить какой-то отклик от мира: что это такое, зачем мы созданы. Хочу пропустить это через себя и выразить в своих работах. Звучит сложно, у меня это не получается пока, но надеюсь, я к этому приду. Если говорить более простым языком, то сейчас область моих интересов направлена на изучение форм, различных фактур, поверхностей. Например, как меняется наше восприятие при виде плавных линий, при виде графичности. Какие это эмоции вызывает, что чувствует человек. Допустим, какая фактура может создать гармонию, а какая её разрушить.
Керамисты, близкие мне по духу: Таня Герман, которая основала свою онлайн-школу; Иван Беляев, мне очень нравится у него монохромность и неидеальность линий, у него живые формы; Юлия Батырова, глядя на её керамику, я вообще умираю от восхищения. Из зарубежных мне очень нравится Флориан Гэтсби. В основном он посудой занимается, но то, как он её делает — это уже, мне кажется, искусство. Так эстетично и красиво, просто смотрю на него и восхищаюсь. Ещё один хороший гончар — это Тортус, он делает огромные вазы на гончарном круге. Если смотреть глобально, то мастеров, которые мне нравятся, бесчисленное множество.
РОССИЯ
Я очень благодарна своим родителям, что они привили нам такую любовь к родине. Моя мама в юности занималась в фольклорном ансамбле: они собирали песни из разных регионов, а потом их исполняли. А папа брал нас с собой в поездки по разным городам. Чаще всего это было Золотое кольцо, но не только. Я была в Ярославле, Суздале, Переславле-Залесском, Великом Новгороде, по Подмосковью путешествовали. Если честно, я была много где, но, к сожалению, всё это происходило до университета, и я не могла максимально ощутить прелесть происходящего, так как была ещё ребёнком.

Из всех городов мне больше всего запомнился Суздаль, он очень уютный. Сильно впечатлил суздальский кремль и Собор Рождества Пресвятой Богородицы, где синие купола со звёздами золотыми. Он показался мне очень близким по духу. Была там, по-моему, 4-5 раз.

Особые отношения у меня с Великим Новгородом, где во время учёбы я нашла практику по реставрации. Мы восстанавливали фрески в церкви на Волотовом поле. Они выглядели как разбитая мозаика, нужно было их аккуратненько собирать. Такая огромная сложная мозаика. От Новгорода у меня остались разные ощущения. С одной стороны, он невероятно красивый и интересный, но с другой стороны, мне всегда очень грустно смотреть, как такие города увядают, очень много молодых людей оттуда уезжает, и город пустеет. Так что с одной стороны, у меня осталось позитивное впечатление, а с другой — печальное.
Так получилось, что три или два года назад моему папе как учёному предложили переехать в Апатиты (городок рядом с Мурманском), чтобы возглавить научный центр. Соответственно, раз мои родители туда переехали, то я тоже теперь часто там бываю. И русский север...мне кажется, это отдельный вид искусства. Отдельная культура. Я была, к сожалению, в очень небольшом количестве городов: Апатиты, Мурманск, Кировск. Кусочек Белого моря видела. Но это всё произвело на меня неизгладимое впечатление. Я вообще очень люблю холод, север, не люблю солнце, не люблю юг. Север мне по внутреннему ощущению очень близок. У нас в университете преподавала Елизавета Владимировна Шевелёва, она из Каргополя (прим. ред. город в Архангельской области), там есть их семейный музей. И то, как она рассказывала нам про север, про свои родные места, — это всё очень запало мне в душу. Меня очень радует, что сейчас пошла мода на русский север. Стали больше про это говорить, больше этим интересоваться. Отдельное внимание хочется уделить северной церковной архитектуре — это великая вещь, великое искусство.
ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИИ
Опять же папа по работе очень много куда ездил. Когда нас, детей, было трое, и мы были маленькие, около полутора лет мы жили в разных странах. В детстве — в Америке, это я очень плохо помню, была совсем маленькая. Потом в Германии, тоже мало что запомнила. И в Австрии, где я впервые пошла в школу, в первый класс. Для меня это было стрессом, потому что я в принципе всего боялась, а тут первый класс да ещё и на немецком языке. Такое вот начало знакомства с Европой.

Уже в осознанном возрасте, во время учёбы в вузе, очень важным событием для меня стала поездка в Италию. Это было наше с мужем свадебное путешествие. Отправились сначала во Флоренцию на несколько дней, а потом в Рим. Эта поездка была шедевральной, потому что все произведения искусства, которые мы изучали, удалось увидеть вживую. Я очень люблю Микеланджело, и тут я увидела его работы: и скульптуры, и графику — это было очень сильно. До сих пор такое вау-впечатление. До сих пор вспоминаю и радуюсь. Итальянская культура мне тоже понравилась, у них кухня вкусная:)
Помимо знакомства с культурами мне очень нравится изучать различные религии и взгляды на мир (необязательно религиозные), какие-то мистические знания, ритуалы, обряды, верования, язычество тоже. Для меня очень важно узнавать, как другие люди смотрят на мир, и открывать что-то новое для себя.
Позапрошлым летом мы ездили с подругой в Польшу, в Гданьск. Такой небольшой город, очень приятный. Но не могу сказать, что мне он чем-то запомнился. Во всех поездках я делаю акцент именно на искусстве. Если там есть что посмотреть, то я с большой вероятностью туда отправлюсь.

Когда мы с мужем планировали поездку в Стамбул, мне сначала не очень туда хотелось, потому что там нет каких-то известных музеев, ничего такого. Но в итоге мы очень хорошо отдохнули, походили по местным музеям, посмотрели, как живут люди. Турция мне не очень близка оказалась, но турецкая культура очень необычная и интересная.

Для себя я поняла, что пока мне хватает русской культуры. Например, я не смогла бы уехать на ПМЖ в другую страну. Такой исход событий я даже не могу нафантазировать, даже на несколько месяцев. Мне кажется, что другие территории здорово изучать, а потом возвращаться к своему, родному.
РОДНОЙ ГОРОД
автор фото: @arihaaaaa
Я очень сильно люблю Петербург. Вообще не представляю себя без него, не представляю себя в другом городе. Всегда, когда куда-то уезжаю, а потом возвращаюсь в Питер, то испытаю это приятное ощущение от возвращения домой. И всё-таки ни один город в России для меня по значимости не сравнится с Петербургом. Очень люблю свой город и ценю его.

Что касается любимых мест, которые могу порекомендовать: обязательно Коломна, там город очень хорошо выражен. Думаю, что Достоевский со мной согласился бы. Многие действия в его романах происходят именно там.

Я люблю делать так: иду к Неве, туда, где начинается Летний сад, где Фонтанка сливается с Невой, и гуляю по набережной. Из всех петербургских рек Фонтанка — моя любимая. Мне кажется, что она наиболее полно отражает настроение Петербурга. Очень нравится она мне и в пасмурные дни, и в солнечные. Ещё мне очень симпатичен район вокруг Чернышевской, улица Пестеля, Маяковского. Важно заходить во дворы, потому что можно наткнуться на очень и очень интересные экземпляры. Это не совсем стандартные локации для Питера, но чтобы понимать этот город, я думаю, важно побывать ещё и в этих местах, помимо Невского и набережных. Это более спокойные уголки, душевные.
«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛА КЕРАМИКОЙ»
Интуитивно я была бы сосудом. Наверное, вазой. Думаю, что удлинённой формы. Такого монохромного цвета. Скорее всего это была бы приятного цвета глина, чёрная или коричневая, с шамотом, шероховатая. И глазурь была бы тоже монохромной, я себя ощущаю в одной спокойной цветовой гамме. Вот такая классика.
Все размещённые фото

из личного архива Евфрасии Кривовичевой
октябрь'20