ТЕЧЁТ
САМАРА
РЕКА
ВОЛГА
САРАТОВ
УЛЬЯНОВСК
КАЗАНЬ
ЧЕБОКСАРЫ
НИЖНИЙ НОВГОРОД
ЯРОСЛАВЛЬ
Тверь
ВОЛГОГРАД
АСТРАХАНЬ
Энгельс
ХВАЛЫНСК
Прибрежные
сооружения
Саратова
гЕРОЙ
Роман Капёнкин
Студент-архитектор. Родился в городе Энгельс, Саратовская область. В настоящее время перешёл на 5-й курс Саратовского государственного технического университета имени Ю. А. Гагарина. Сооснователь и участник Клуба Молодых Архитекторов.
ПРО ЭНГЕЛЬС
Энгельс — это небольшой, но очень уютный город, который находится на левом берегу Волги, от Саратова его отделяет мост длиной 3,5 километра. На самом деле, они неразрывно связаны, но для себя я их разделяю. Летом здесь просто сумасшедшая погода, нереальные песчаные пляжи, где всегда можно встретить друзей и знакомых — создаётся ощущение, будто вы поехали на море. Ещё одной важной особенностью Энгельса является то, что здесь находится место приземления капсулы первого человека, совершившего космический полёт, Юрия Гагарина. Он приземлился в степях, в поле недалеко от Энгельса. Сейчас на этом месте ведутся работы по созданию масштабного Парка покорителей космоса. Над этим проектом работает голландское бюро WEST8 совместно с Центром урбанистики экономического факультета МГУ М.В. Ломоносова. На данный момент идёт процесс реализации проекта. Это очень важное событие, потому что потенциал этой территории ранее использован не был. Поскольку это место является очень значимым не только для нашей страны, но и для всего мира, парк должен стать хорошей образовательной и мемориальной площадкой, куда будут приезжать люди со всего света.
ПОЧЕМУ АРХИТЕКТУРА?
Долгое время я учился в художественной школе, мне всегда нравилось заниматься чем-то творческим. Я часто думал, в чём бы себя найти, где бы себя реализовать. В итоге выбрал архитектуру, поступил в СГТУ им. Ю. А. Гагарина и с каждым годом узнавал что-то новое, пробовал себя в чём-то новом — тем самым понимал, что это моё. Я окончил 4-й курс, учиться осталось ещё год, а дальше диплом. Когда я был абитуриентом, у меня не было мыслей, чтобы поступать куда-то ещё, возможно, это связано с уровнем подготовки к экзаменам. Но даже в наш университет попасть было непросто. На самом деле, это не так важно: ты можешь отучиться в любом городе, гораздо важнее, как ты себя во время учёбы прокачиваешь, как ты развиваешься. Ты можешь участвовать в конкурсах и фестивалях, можешь работать параллельно и будешь не хуже, чем студент из столиц.

Плюс профессии архитектора в том, что мы можем работать удаленно, это актуально как во время пандемии, так и при обычных обстоятельствах. Ты можешь делать проекты в любых городах и странах. Допустим, бюро "Космос": у них нет единого офиса, они работают из разных стран, и всё прекрасно.

Во мне есть внутренняя потребность — хочется Саратов продвигать, делать его лучше. Пока не знаю, уеду ли я после учёбы отсюда или нет, но это не значит, что я совсем забуду про Саратов или не захочу здесь ничем заниматься. В маленьком городе пробиться и стать успешным гораздо проще, чем в большом, так как тут меньше конкуренции. Потому что в Москве, например, таких, как я, очень много, а когда ты находишься здесь, ты можешь показать себя с лучших сторон, сделать что-то хорошее для этого места и что-то хорошее в других городах тоже.
КЛУБ МОЛОДЫХ АРХИТЕКТОРОВ
Началось всё с того, что в 2018 году мы начали знакомиться с местными архитекторами, стали ходить на встречи, на защиты проектов — так мы познакомились с архитекторами Евгением Спириным и Алексеем Селивановым. Они организовали летний интенсив, архитектурную школу в Хвалынске. Мы поехали туда командами на неделю и делали проекты для небольших территорий, впоследствии состоялись защиты, по результатам которых провели выставку. Всем этим мы очень вдохновились и подумали, что нужно идти дальше, что-то новое придумывать. Нам очень понравились ребята из Иркутска, архитекторы, и саратовский КМА (Клуб молодых архитекторов) пошёл как раз от них. Это тоже сообщество студентов, которые занимаются проектной и просветительской деятельностью. Мы не сравниваем себя с ними — у них что-то своё, у нас — своё. Идея объединиться с людьми, которые увлекаются тем же, чем и ты, нам очень приглянулась. Мы подумали: "Давайте попробуем". Создали страницу в Инстаграм и начали проводить защиты студенческих работ, выставки, звать интересных экспертов, делать конкурсные проекты. Дальше всё нарастало-нарастало, и к нам начали присоединяться разные люди.

Ребята из КМА участвовали в практикуме "Древолюция", который проходит в Москве. Они прошли отборочный этап и делали объект на Артплее. Саратов первый раз туда попал благодаря нашему клубу. Также ездили на САФ (Студенческий архитектурный форум) в Нижнем Новгороде, ездили в Москву на архитектурный форум. Участвовали в воркшопе во время карантина.

Основная цель нашего проекта — это найти друзей, соратников для того, чтобы участвовать в конкурсах, чтобы получать обратную связь от старших коллег "по цеху". Ты знакомишься с такими же архитекторами, как и ты, обмениваешься опытом, делишься чем-то полезным. Всё это позволяет развивать себя, узнавать новое и делать что-то классное для своего города.
Работа кипит!
У ребят из КМА (Клуб молодых архитекторов) очень насыщенная жизнь: воркшопы, проекты, конкурсы, защиты...
Евгений Спирин и Алексей Селиванов — наши старшие товарищи, кураторы. Они часто организуют встречи с местными архитекторами, архитектурными бюро, со студиями дизайна. Нас приглашают ознакомиться с реализованными проектами или увидеть сам процесс строительства. Например, открылось какое-то новое заведение крутое, кафе или что-то подобное. Мы приходим туда, и нам рассказывают, как это всё устроено изнутри, как это создавалось. Или изучаем частные объекты. Прикол в том, что в университете этого нет, там даются академичные знания, и только по программе. Всю подноготную, все секретики как раз узнаются благодаря таким встречам и поездкам — показывается, как это всё в реальной жизни работает. Мы стараемся именно в студенческие годы узнать об этом, чтобы потом, когда выпустимся, у нас был накопленный опыт. Это здорово, спасибо кураторам за это большое!
Архитекторы, которые вдохновляют
Те архитекторы, которые реализуют свои проекты по всему миру, для многих являются источниками вдохновения, для меня в том числе. Это BIG architects, MVRDV, бюро OMA Рема Колхаса — мировые бюро, диктующие тенденции. Ещё очень важно путешествовать и самому многое изучать.

Лично мне нравится создавать что-то современное, без историзма, потому что историческая архитектура уже есть, её нужно сохранять и беречь. Мне кажется, важно создавать что-то новое, потому что города развиваются. Мне близки стили модернизм и конструктивизм. Здания, которые были построены в этих стилях, даже спустя сто лет выглядят очень современно. И собственно принципы современной архитектуры, которые были заложены в этих стилях гениальным Ле Корбюзье: это здание на колоннах, ногах, здание с ленточным остеклением, здание с плоскими кровлями, свободной планировкой и свободным фасадом — все они остаются актуальными до сих пор. И когда создаёшь проект здания, придерживаясь их, оно априори будет выглядеть современно и футуристично даже. Ле Корбюзье — это классик своего времени, он создал культовые объекты мирового масштаба и значимости, которыми многие восхищаются до сих пор. Он гениально предугадал развитие архитектуры. Школа Баухаус, деятелем которой был Ле Корбюзье, просуществовала всего несколько лет, но за этот промежуток времени она успела синтезировать идеи, качественно повлиявшие на мировую архитектуру и дизайн. Это тоже очень вдохновляет.
Мой поиск, как и мои чувства, направлен к тому, что составляет главную ценность жизни — поэзии. Поэзия в сердце человека, и именно поэтому человек способен постигать сокровища, скрытые в природе.


Ле Корбюзье
В глушь, в саратов
Говорят часто: "в глушь, в Саратов". А ещё мемы постоянные: "Саратов — рай" и прочее. Мы хотим эти стереотипы разрушить, расширить границы, потому что потенциал у города огромный, он же стоит на Волге! Проблема в том, что многие люди уезжают отсюда. Кто-то остаётся, но в основном думают, что здесь негде развиваться, и уезжают в крупные города. Немного обидно, конечно, но это личный выбор каждого, нельзя их судить и обвинять.

Если отвлечься от архитектурной темы, то у нас проводились до недавнего времени техно-фестивали: Total Resistance, например. Это такие закрытые рейвы в заброшенных помещениях. Там устраивали арт-площадки с выставками и инсталляциями, всё это происходило под электронную музыку, диджеи приезжали из разных городов. Ради этой ночи люди выкладывались на сто процентов, и это было просто вау: cмесь искусства, музыки и чего-то очень классного! Сейчас это прекратилось, но мы не теряем надежду продолжать делать нечто крутое у нас в городе.
ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДА НА ВОЛГЕ
У Саратова огромный потенциал, даже если просто взять его климатические особенности. Это город на Волге, тут куча островов, это просто Мальдивы какие-то! Это шок, когда на реке есть острова, куда можно добраться и сделать зоны отдыха, парки, турбазы. Такое мало где есть. У нас есть затонувший ледокол, который лежит у моста, из Британии. Его можно просто поднять, восстановить и сделать там музей. В конце 19 века Саратов был третий по численности город в России: Москва, Питер, а затем Саратов. И тут была очень развита промышленность, а именно мукомольные предприятия. Вдоль Волги много немецких мельниц, при Екатерине II сюда сослали немцев, и они начали строить мукомольные предприятия и дома. Сейчас эти мельницы не функционируют, они заброшены, к ним нет доступа. Во всём этом кроются огромные возможности. Это мог быть второй Винзавод, тот же Артплей, Севкабельпорт. Мы ходили на лекцию, где рассказывали, как происходит восстановление таких территорий: находишь арендаторов, вносишь туда новую функцию. Но у нас, к сожалению, не происходит процесса ревитализации. Это бы точно характеризовало именно Саратов, его фишку, показывало бы его особенность, но сейчас всё это стоит без дела. Прогуливаясь по набережной, их можно увидеть, но приблизиться к ним, ощутить атмосферу — нельзя.

Из хорошего: у нас медленно, но достаточно активно обустраивают зоны отдыха. Проспект Кирова — это первая пешеходная улица в России, её сейчас продолжают реставрировать. Улицу Рахова сделали как хорошую пешеходную зону. В Саратове есть свой Центр современного искусства — ГЦСИ — на складах Рейнеке. Это такой комплекс кирпичных старых зданий, где постоянно проводятся тусовки, летом проходят арт-фестиваль и выставки. Много, на самом деле, интересных мест, но всё зависит от сезона. В основном это лето, так как мероприятия организуются на открытом воздухе, зимой с такими вещами очень слабо.

Также у нас есть дом-коммуна, это памятник конструктивизма. Конкретно в Саратове юридически он памятником не является и, к сожалению, просто стоит и разрушается. В России дома этого типа расположены всего лишь в нескольких городах: Москва, Питер, Нижний Новогород, Саратов, Екатеринбург...Их построили в небольшом количестве — это был экспериментальный проект, который не получил развития. Но как памятники здания сохранились. Отношение к ним, увы, очень безразличное.
Дом Наркомфина
В Москве стоит дом Наркомфина, который тоже отчасти является домом-коммуной, его начали реставрировать (уже почти закончили даже), там располагается жилье премиум-класса. Он находится в самом центре Москвы, квартиры (ячейки) стоят примерно по 30 миллионов рублей каждая.
В доме-коммуне следующая планировка: двухэтажные квартиры, небольшой кухонный уголок, потолки под два метра, над ним спальня, тоже высотой два метра, и большая гостиная с высоким потолком почти пять метров. И у жителей есть общая столовая, где они собираются и общаются. При этом доме располагаются детсады, фабрики-кухни. Кстати, одна фабрика-кухня находится в Самаре, сейчас она заброшенная, но там хотели сделать реставрацию. То есть советский человек не должен был тратить время на приготовление еды, на стирку, это всё должно было быть в одном комплексе, чтобы после работы он приходил домой для отдыха.

Конструктивизм — очень важная часть архитектурного облика, которая могла бы характеризовать Саратов, ради чего сюда могли бы приезжать туристы.
Говорят часто: "в глушь, в Саратов". А ещё мемы постоянные: "Саратов — рай" и подобное. Мы хотим эти стереотипы разрушить, расширить границы, потому что потенциал у города огромный, он же стоит на Волге!
ПРО СЕЛО ЛОХ
Про село Лох и деятельность местных жителей мы знали уже давно, но вот наступило лето, стало тепло, и мы отправились помогать! В период эпидемии такие разъезды не приветствуются, но мы были аккуратны. Поехали туда небольшой группой и помогали в благоустройстве территории вокруг храма Михаила Архангела, это волонтёрский проект, очень масштабный и очень важный для Саратовской области. Его плюс в том, что в городе сделать что-то подобное очень трудно, очень много ограничений в территориальном и законодательном плане. Всё это строго регламентируется, и свободы творчества практически нет. А в малых городах и селах, как Хвалынск или Лох, можно творить без проблем.

Площадь большая, работы много, но результат уже виден. Там может получиться очень важное общественное пространство, которых в городе просто нет. Одним из инициаторов восстановления храма является бывший главный архитектор Саратова Александр Кискин, а проект благоустройства разрабатывает Юлия Бурова, ландшафтный архитектор. Это большие профессионалы, знающие методологию. А нам дают лопаты, перчатки и мы копаем, подсыпаем, засыпаем, переносим и так далее.
Экскурсия к единственной сохранившейся в Саратовской области водяной мельнице
Жители села Лох чтят историю этого места и всегда рады гостям! Мельница была восстановлена благодаря усилиям семьи Кислиных.
ПРО СТИЛИСТИКУ
У стиля есть чёткие временные рамки, и я считаю, что важно реставрировать здание, построенное в определенном стиле, по оригинальной технологии. Не нужно добавлять украшательств или отсебятины. Вот как был задуман архитектором проект в конкретной стилистике, таким и нужно его сохранять и восстанавливать. Пусть этим занимаются профессионалы. История, доказывающая это, произошла с саратовским кукольным театром «Теремок», построенным в стиле советский модернизм: серое бетонное здание с красивым витражным остеклением, лаконичная постройка семидесятых годов. Начали делать его реставрацию, очень халатно отнесясь к историческому аспекту: здание разукрасили в какие-то пёстрые цвета, начали менять расстекловку, в итоге полностью исказив внешний облик. Этой истории мы с ребятами стали придавать огласку, потому что надо уважительно относиться к памятникам архитектуры (например, в Нижнем Новгороде концертный зал «Юпитер» отреставрировали точь-в-точь каким оно было построено, потом туда приехал Покрас Лампас и на фасаде сделал свой огромный рисунок).

Мы начали писать посты, обращая на эту тему внимание, в итоге новость опубликовали Strelka Magazine и «Фонд Внимание» — эта история вышла на федеральный уровень. В этом заключается плюс Интернета, что о важных ситуациях узнаёт большое количество людей, в том числе те, кто может помочь. Разговоры про то, чтобы всё исправить, уже идут. Мы очень надеемся, что всё будет хорошо.
ПРОЕКТЫ
Проектов, на самом деле, много. И они, как рукописи, не горят. Расскажу про нашу любимую командную работу, которую мы делали во время архитектурной школы в Хвалынске. Этот город — малая родина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, там есть и его музей. Это уникальное место на правом берегу Волги. В Хвалынске много маленьких колоритных площадок, для которых были сделаны проекты. Тогда они не осуществились, но мы стараемся подавать их на гранты. Рельеф центральной части Хвалынска плоский, но там есть возвышенность, называется Маркина гора. С неё открывается крутой вид на холмы и Волгу. Это единственная естественная смотровая площадка в городе. Она никак не благоустроена, и мы как раз таки разрабатывали вариант её обустройства.

В проекте мы поставили на смотровую площадку башню-маяк, откуда открывается потрясающий вид: перспектива, простор невероятный…Рядом стоит гранатовый домик (назван так из-за внешнего вида), ему примерно сто с чем-то лет. Он украшен интересной русской резьбой по дереву, он уникален. Его отреставрировала волонтёрская организация Том Сойер Фест. И мы сделали на кровле этого дома стилизованный портрет Петрова-Водкина: на крыше прикреплены элементы так, что когда на них попадает свет от прожектора, они отбрасывают тени. Игра светотени позволяет увидеть лицо художника.

В автобиографии "Хлыновск" Петров-Водкин упоминает Горку: "По занятиям жители осели так: на Маяке — рыбаки; на Горке — ремесленный люд и татарская беднота с коновалами, тряпичниками и с бесчисленной детворой; внизу в извилинах Горки уместились домики с красными фонарями и с цветными занавесками на окнах". Мы решили эту идентичность, особенность сохранить. Напротив этого дома стоит обычный, ничем не примечательный кирпичный дом. В проекте мы сделали его более интересным, привнесли отсылку от гранатового домика, но уже в современной интерпретации. На фасад поместили навесные буквы (по технологии шрифта-узора Покраса Лампаса), таким образом оформили цитату про Маркину гору. Там смыслы повсюду, пронизывают каждый уголок, благодаря им можно многое для себя узнать. И самое главное, что всё это простые, бюджетные, реализуемые вещи.
По занятиям жители осели так: на Маяке — рыбаки; на Горке — ремесленный люд и татарская беднота с коновалами, тряпичниками и с бесчисленной детворой; внизу в извилинах Горки уместились домики с красными фонарями и с цветными занавесками на окнах.
Авторы проекта:
Роман Капёнкин,
Ольга Назарова

Проект смотровой площадки в г. Хвалынск «Маркина гора», номинант конкурса "Золотой Трезини"
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
ВПЕЧАТЛЕНИЯ и мечты
Я посетил Исаакиевский собор, когда впервые приехал в Санкт-Петербург. Я поднял голову и подумал: "Когда же будет конец, вершина, где заканчивается потолок". Для меня это первое впечатление было супербезграничным, этот масштаб, эта высота...Не то, чтобы я очень люблю подобную архитектуру, но сами эмоции, ощущения — это было круто!

Московский авангард очень впечатляет. Когда ты смотришь на картинках или в журналах — это всё не то, а когда ты приезжаешь и ощущаешь значимость, понимаешь, что этому зданию уже век и оно идеальное, как будто его вчера построили, задумываешься о грандиозности реставрации.

Вообще хотелось бы много чего увидеть. Хочется поездить по Европе, посмотреть архитектуру современную. В Голландию съездить, в Роттердам, например, там много интересного. В Германию…да много куда, вот именно современное что-то посмотреть. По России очень интересно попутешествовать. Я был в Москве, Питере, Казани, Нижнем Новгороде. В Екатеринбурге был, о нём не так много говорят, как могли бы. Это город, который по площади и численности примерно как Саратов, но он настолько современный, благоустроенный по столичным стандартам. Там находится единственное здание в России, которое спроектировал Норман Фостер (всемирно известный архитектор, который в разных странах строит небоскрёбы). Также Екатеринбург выиграл конкурс на проект здания филармонии от бюро Захи Хадид.

И, само собой, я хочу побывать в исторических центрах: Псков, Владимир…Весь опыт, впечатления и насмотренность, конечно, хотелось бы вкладывать в Саратов, развивать его и совершенствовать!
Все размещённые иллюстрации и фото — из личного архива Романа Капёнкина
июнь'20