ПЕРЕЛЕТНАЯ ПТИЦА
ПРИРОДА БЛИЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ
ГЕРОИНЯ
КРИСТИНА ПШЕНИЧНАЯ
(ХЛЕБНИКОВА)
Книжный иллюстратор, 25 лет. Окончила Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Уже несколько лет занимается бёрдвотчингом. Родилась в Нижнем Новгороде, в настоящее время проживает в Эстонии.
О СЕБЕ
Я родилась в Нижнем Новгороде и провела там большую часть неосознанной жизни. C отцом мы жили порознь, потому что он из Эстонии, но часто ездили к нему с мамой до переезда сюда на постоянную основу в 2010 году. Здесь я окончила гимназию, а потом поехала в Петербург. Я поступила в университет технологий и дизайна по олимпиаде и в общем была счастлива, что переезжаю. Училась на графическом дизайне в рекламе. Пошла я на рекламу только потому, что там был курс книжной иллюстрации, чем я и хотела больше заниматься. После окончания вуза прожила в Санкт-Петербурге еще два года.

Из Петербурга я поехала в Москву на курсы Александра Васина по типографике "Т_24". Я предполагала, что поеду туда на три месяца. До этого вообще не думала, что буду как-то связана с Москвой, потому что настолько большой город меня отпугивал. Когда я переезжала на эти курсы, была очень воодушевлена, что вольюсь в дизайнерскую тусовку, в Москве для этого, конечно, больше возможностей.

Мне кажется, на меня наложил определенный отпечаток тот период, когда мы с мамой часто ездили в Эстонию, а потом возвращались обратно. Мне очень сложно сидеть на месте. Меня постоянно тянет куда-то уехать, переехать, даже без какой-то цели или на природу, в заповедник какой-то поволонтерить. Думаю, в Эстонии я надолго не осяду, вдруг меня опять куда-то поведёт.

В Москве очень много людей, и в этом основная проблема: все едут туда, а регионы России опустевают. Сами по себе они несут невероятную энергию, но люди оттуда уезжают, и все разрушается. А Москва, наоборот, строится. Все это очень дисгармонично.

*Белое море
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Итак, про птиц. Я работаю на фрилансе (беру заказы на иллюстрирование книг, открыток и всего прочего), с этого все и началось. Однажды мне написала женщина, Стейси Белбин, ей нужны были иллюстрации для книги про птиц. Она живет на южном побережье Великобритании и все своё рабочее время проводит в лодке. У неё работа такая: она водит экскурсии на своей небольшой лодочке, а также увлекается птицами. Про всех морских птиц, которые ее каждый день окружают, она много чего знает. Как я понимаю, у неё нет никакого биологического образования, то есть это просто ее среда обитания. Мы с ней смеемся, что ее офис — это лодка. Книжка ее детская ("Seabirds on the seashore"— "Морские птицы на берегу моря"), где описываются взаимоотношения между морскими пернатыми: чайками, утками, куликами, между всем этим разнообразием, что ее окружает, через выдуманные истории.

Ей были нужны такие иллюстрации, чтобы птицы были узнаваемы и чтобы детки тоже учились определять, что перед ними за птица. Идея мне очень понравилась, природу я всегда любила рисовать, и мы начали работать над этим проектом.

Спустя время я понимаю, что те мои иллюстрации были неплохие, но при лучших знаниях птиц они могли бы быть реалистичнее. Сейчас я знаю больше про строение птиц, про строение крыла. Хотя для начала они были неплохие.
Книга о морских птицах
"Seabirds on the seashore"
Автор: Stacey Belbin
В то время, пока я иллюстрировала эту книжку, мне приходит осознание того, что все это довольно-таки интересно. Оказывается, столько разных видов птиц, разных размеров, с такими разными клювами. Когда я их рисовала, я запоминала название каждой птицы, как она выглядит, какие повадки у неё есть. После я начала этим больше интересоваться, вопросы заказчице задавать про них. Потом я узнала про течение birdwatching (наблюдение за птицами). Люди этим занимаются без специального образования, абсолютно из разных профессиональных областей, они каким-то образом начинают интересоваться птицами, и это становится частью их жизни.

Я начала своё изучение пернатых с книги «Птицы Петербурга», которую написал Владимир Храбрый. Это такой иллюстрированный справочник, где ты можешь узнать всю необходимую информацию о птицах, какие виды есть, семейства, в каком парке можно встретить ту или иную птицу. Постепенно мои знания увеличивались, но я никуда не выходила. Однажды я рассказала другу о своём увлечении, он сказал, что у него есть бинокль и что он может мне его подарить. И я «ого, давай!». С тех пор у меня появился бинокль, я им до сих пор пользуюсь. Сейчас понимаю, что он для меня очень огромный и нелепый (смеётся).

И вот я начала выходить в парки. Помню, первый раз зимой поехали в парк, где я впервые наблюдала за птицами на кормушках и за теми, кто просто перелетал с дерева на дерево. Птиц на кормушках я смогла различить! До этого, само собой, я особого значения этому не придавала, но тут «ого, я увидела сойку!» или «ого, это черный дрозд!». Далее увлечение мое набирало обороты, я вышла на московских birdwatcher'ов. На их сайте был анонс курсов по определению птиц, я понятия не имела, что такое может быть в России у нас. Анонс был, а запись еще не открылась. Это случилось до моего переезда в Москву. А уже во время "T_24" (курсы по типографике - прим. ред.) я увидела, что запись на курс BirdID началась, нужно было написать о себе и пройти собеседование. Я рассказала немного о себе, о своём увлечении и заинтересовала их, но был шанс собеседование не пройти. Помню, что сказала им: если вы меня не возьмёте, то я все равно продолжу увлекаться птицами. С тех пор я не останавливаюсь, до сих пор изучаю птиц, это необъятная наука.
О BIRDiD
Это не российская система, это курс от Норвежского университета, который популяризирует движение по определению птиц в целях формирования атласов, учетов мигрирующих птиц. Курсы проходят в разных странах Восточной Европы (также есть в Латвии, Литве, например). В Москве в позапрошлом году был первый, но в этом году их отменили из-за норвежской политики, что все участники курса должны знать английский язык, и это должно быть подтверждено сертификатом. В России birdwatching организовала Ника Самоцкая.

BirdID не может объединить всю Россию, поэтому ее поделили на несколько регионов, чтобы было легче ориентироваться. Курс, на который попала я, проходил в Московском регионе, Central forest. Цель этого курса — популяризация бёрдвотчинга для составления маршрутных, миграционных учётов, для создания базы волонтеров. Этот курс состоял в основном из полевых наблюдений. Были теоретические моменты, когда надо было услышанное и увиденное структурировать. В конце было несколько экзаменов: определение птиц по фотографии и по звуку. Мы изучали и видовое разнообразие, и то, как птица выглядит в разном возрасте.

ОБЩИЙ ЯЗЫК
Все фотографии с птицами сделаны на разных станциях кольцевания. Первый раз я попала на станцию прошлой осенью, в Белоруссии, на Заимку Лешего. Там я пробыла неделю или две, где меня учили выпутывать птиц из сетей. На этих станциях занимаются кольцеванием пернатых для учета миграционных путей, получения возврата с кольцами. На птичку надевается кольцо с номером, потом она летит, например, из Москвы в Швейцарию, зимовать или просто пролетом. Там ее поймали, записали номер и сообщили в Москву, что ваша птица была в Швейцарии. Таким образом, маршрут начинает вырисовываться.

Всё учитывается, чтобы не навредить птицам. Мы несем большую ответственность за их жизнь. За то, как они будут чувствовать себя после кольцевания.

*Овсянка-ремез
Emberiza rustica

Mist nets ("туманные сети"), сети для ловли птиц/паутинка
Чтобы окольцевать птицу, нужно ее поймать. Для этого на станциях ставятся специальные сети, mist nets, которые похожи на волейбольную сетку, но она сшита таким образом, что у нее есть карманы с обеих сторон. В то время, когда птица летит, она может не заметить эту сетку, врезаться в нее и попасть в карман, откуда сложно выбраться самостоятельно. Приглашенные волонтеры и работники станции обходят эти сети раз в час при нормальных погодных условиях. Если погода плохая, то время между обходами сокращается либо сети закрывают, чтобы не допустить гибели птиц из-за таких условий. Все учитывается, чтобы не навредить птицам. Мы несем большую ответственность за их жизнь. За то, как они будут чувствовать себя после кольцевания. Я попала на эту станцию как обходчик сетей. Иногда это бывает очень непросто. Маленькие лапки птиц запутываются в этой сетке, так как она очень тонкая. Самые тяжелые случаи, когда птица запутывается в нескольких карманах: для начала нужно понять, в какой из них она попала, и только тогда начинать выпутывать. У меня сначала очень плохо получалось, я безумно боялась держать птицу в руках. Можно представить себе этот шок. Птичка очень маленькая, ты боишься к ней прикоснуться, боишься навредить ей любым своим движением. А тут она еще попадает в сетку, что само по себе не очень для нее приятно. Но при условии, что все сделано правильно, ты наносишь минимальный ущерб и вносишь вклад в науку для изучения природных взаимосвязей. Когда обход завершен, нужно отнести птицу в кольцевательскую, где их кольцуют специально обученные люди, они знают, как правильно держать птицу, как делать промеры, как правильно надевать кольцо. И тут всегда ведется база учета птиц. На каждой станции кольцевания свои характеристики для описания. В основном это вид птицы, возраст, пол, стадия линьки, промеры крыла, хвоста, цевки, иногда клюва.
Рогатый жаворонок (рюм)
Eremophila alpestris
Важно, чтобы сетка проверялась регулярно, чтобы у птицы не было долгих перерывов между приемами пищи. Если ее надолго оставить, то она может просто умереть от голода. Другая проблема — это хищные птицы, и для них такие сети очень привлекательны, потому что добыча уже поймана. Также очень важно не допускать, чтобы на станции находились дикие животные; кошки или собаки, которых не приучили не охотиться на птиц. На станцию в Кандалакшском заповеднике приходил горностай, который доставал птиц из самых нижних карманов. Только в очень редких случаях птица может сама себе навредить, если начнет слишком агрессивно себя вести. Но в основном, когда они попадаются в сети, то смиряются с этим и ждут, пока их освободят.
Чтобы стать кольцевателем, необходим большой опыт общения с птицами. Самое важное это, конечно, определить, какую птицу ты поймал, а дальше уже определять пол и возраст. Я пока еще птиц не кольцую, на каждой станции кольцевания я была помощницей обходчика сетей. Но сейчас у меня достаточный опыт в определении базовых характеристик.

Я была на нескольких станциях кольцевания: в прошлом году в Белоруссии, в этом году мне посчастливилось побывать на станции кольцевания на Байкале, довольно известная станция, туда даже приезжают европейцы. В то время, когда я там была, я познакомилась с ребятами из Финляндии и очень опытным кольцевателем из Голландии, как раз таки с ним я окольцевала свою первую птичку. Все эти люди меня многому научили, за что я им очень благодарна.

Моей первой птицей был соловей-красношейка. Очень красивый, очень необычный. Соловей обыкновенный в Москве повсеместно присутствует, поет. Многие, кто не увлекается птицами, знают его песню. Мне не удалось услышать песню красношейки, он только в сетке появлялся у нас. Он просто невероятной красоты, в лесу мы тоже их встречали. Но все же это абсолютно разные эмоции, когда ты держишь птицу в руках и наблюдаешь за ней в естественной среде обитания. На Байкале их очень много. В основном они попадались в первые обходы (5-6 часов утра), либо уже в сумерках. На Байкале, конечно, совсем иное видовое разнообразие. С некоторыми птицами я познакомилась впервые только там. Но за недостатком времени всю орнитофауну не узнать.
"Маркировка кольца состоит из букв и из цифр, на российских кольцах пишут Moscow, размер кольца и порядковый номер. Еще они бывают цветными, для маркировки больших видов птиц, например, для водоплавающих или хищников, чтобы легче было издалека считать информацию о том, где была окольцована птица. Если сфотографировать птицу с кольцом, то чаще всего видно, что за номер. Все эти данные, по возможности, должны отправляться на сайт http://ringcenter.ru. Это важная информация"
Потом я поехала на Белое море в Кандалакшский заповедник. Там я пробыла целый месяц, и это было огромным опытом как теоретическим, так и практическим. Меня позвала моя бывшая сокурсница по BirdID. У нас сохранилось такое комьюнити, мы друг с другом общаемся, зовем на учеты, на станции кольцевания. Но так как я сейчас не в Москве нахожусь, то в общих слетах участвовать часто не могу. Хотя очень здорово, что такое сообщество есть, с поддержкой и общими выездами.
О ПРИРОДЕ
Полюбила я природу не так давно, на первом курсе университета. У меня появилась подруга, и она, можно сказать, меня с ней познакомила. Мы ездили в парки разные, в любую погоду, даже в -20 мы ехали в парк лепить снеговиков. На самом деле, это очень странно звучит. Просто у меня детство было такое суровое, что ли, много времени я проводила дома, никуда не ездила. Единственное, была у дедушки в деревне. Да, там было хорошо. Я собирала колорадских жуков, но ярких моментов, связанных с природой, не помню.
След медведя
Правда, есть одно воспоминание, когда мы с дедушкой пошли в лес и я отчетливо слышала песню кукушки, стук дятла, я осознавала, что это птицы, но не думала, что их вообще можно увидеть. Я думала, что это какой-то другой мир, недоступный человеку. И когда в эстонской школе проходил конкурс фотографий живой природы, я сфотографировала голубя и отправила снимок. Думала тогда, какой у меня классный голубь получился. После публикации результатов я посмотрела детскую номинацию и увидела такие шикарные снимки живой природы: там были совы, там чуть ли не медведи были, и я думаю: ничего себе. Для меня люди, которые делали такие фотографии, были как семейка Торнбери, которая таким же образом как в мультике живет и ко всему этому может прикоснуться.

Поэтому я как будто бы сейчас проживаю детство, тот период, когда маленький ребенок знакомится с миром. Я никогда не обращала столько внимания на окружающий меня мир. И конечно, настолько глубоко я с ним не соприкасалась, и никогда бы не подумала, что я буду так тесно связана с природой. Я только сейчас начала читать книги Бианки, удивительные рассказы. Мне кажется, что они подойдут для любого возраста и хороши как старт для изучения птиц, потому что у него очень много рассказов именно про пернатых. Удивительный человек и творчество.
Есть еще один забавный факт: у меня есть троюродный племянник, который очень увлечен птицами, хотя ему всего 3,5 года. Сестра показала ему мою страницу с иллюстрациями птиц (https://vk.com/thebirdbook), и когда мы с ним встретились, то он меня попросил нарисовать орлана-белохвоста, потому что он очень ему нравится. Я ему показываю фото птичек, когда, например, просматриваю свою новостную ленту, которая состоит в основном из птиц. Спрашиваю у него: Тимофей, что за птица? Он почти всех знает, которые у меня были проиллюстрированы и еще которых он видел в парке. Мне это очень сердце греет, очень любопытно, как развивается это увлечение. Мне кажется, что детский возраст как раз самое то для правильного знакомства с природой.
О ТВОРЧЕСТВЕ
Игорь Рысев — мой хороший друг, участник группы «Черная речка», пишет тексты песен. Он занимается поэзией, у него уже вышло два сборника. Получилось так, что в один момент он мне написал: давай сделаем совместный проект, я напишу стихи про птиц, а ты проиллюстрируешь их. Мне очень понравилась эта идея. Он про птиц ничего не знает, конечно. Поэтому я рассказала ему интересные факты о птицах, дала материал, а также список птиц, про которых можно было бы написать что-то интересное. У меня на тот момент были готовые иллюстрации, которые я нигде не использовала, возможно, он ими и вдохновился. И всю эту информацию он интерпретировал в стихотворную форму, получились небольшие четверостишия, очень простые, местами остроумные, над некоторыми я просто умилялась, насколько все это прекрасно может получиться!
Автор фото: Анна Бизяева
Какие-то иллюстрации у меня уже были, какие-то мне не нравились и я их перерисовывала, каких-то птиц добавляла. В этих иллюстрациях не было сюжета, а было лишь визуальное отображение птиц. Мы пока не думали над каким-то сюжетным наполнением для них. Пока это пилотный DIY-проект. Небольшой тираж, небольшой объем. Но посмотрим, что будет дальше. Я очень довольна этой книжечкой, даже самой идеей, что птиц можно изучать еще и таким образом.
ПРО ПРИМЕТЫ
На самом деле я в приметы не верю, для меня песня кукушки это песня кукушки, а не остаток моих лет. Но птицы в этом плане все равно отмечают какие-то природные явления. Сейчас объясню. Есть такая профессия фенолог. Это человек, который ведет так называемую летопись природы, он записывает, какая птица первая вернулась с юга, в какой день распустился подснежник, в какой день растаял снег. Например, недавно прилетели свиристели, это значит, что зима на подходе, какие-то птицы улетели, это тоже предзнаменование такое, что ли, что погода меняется и скоро придут холода и хорошо, что птицам остались ягоды рябины и калины. Очень интересно наблюдать, как начинается весна, пробуждается природа. В этот день прилетела одна птица, ты ее услышал, завтра — другая. Это так трогает сердце. Это несравненные эмоции. И вот я сейчас опять жду весны, чтобы снова пережить эти чувства. Прошлой весной я тоже застала момент, когда лес начинает распеваться, появлялось все больше звуков, новых запахов, а потом были поездки на Байкал, в Норвегию. Однако хочется весну прочувствовать в своем регионе, а не за его пределами.
ПРО СИМВОЛИЗМ
Меня саму привлекает символизм, какие-то скрытые смыслы и значения. Как мне кажется, я его очень много использовала в своих ранних работах. Очень интересно в этом копаться, что-то придумывать на этот счет, что-то объяснять себе или чужие работы анализировать. Человеку в принципе свойственно придавать всему значение, особенно, когда он чего-то не знает. Но символизм птиц все-таки объясним с точки зрения науки: поведением птиц, жизнедеятельностью, питанием. Все причуды, которые приписываются птицам, они объяснимы, и в этом нет ничего загадочного. В живописи, натюрмортах, портретах очень часто используются изображения птиц, например, в работах голландских художников. Сам по себе сюжет несет большую смысловую нагрузку, а еще туда вплетаются изображения птиц, которые также попали туда не просто так. Даже если взять названия птиц на русском языке, то в них зачастую спрятаны большие смыслы, они символичны. Изначально непонятно, почему эту птицу так назвали, но как только начинаешь в этом копаться, то все более или менее встает на свои места. Существуют разные исследования по этимологии названий птиц, такие работы можно долго изучать и узнать много интересного.
КОЗОДОЙ — поверье, что птица пьет у коз молоко, а ее только насекомые на фермах привлекают.

УДОД — звукоподрожательное название, такие звуки издает сама птица.

ТРЯСОГУЗКА — названа по характеру движения "трясти гузкой", покачивающие движения нижней частью туловища.

ЖЕЛТОГОЛОВЫЙ КОРОЛЕК — король птиц по легенде, из-за желтого пятна на темечке, напоминающего корону.

ЗЯБЛИК — от слова зяблый, одни из самых ранних наших птиц, которые прилетают еще холодной весной.

Курьезные названия птиц:

БОЛЬШОЙ ПЕСТРЫЙ ДЯТЕЛ — у него нет пестрин на туловище. К сравнению, у белоспинного дятла их больше.

ОШЕЙНИКОВАЯ ЧЕРНЕТЬ — даже при тщательном наблюдении в бинокль не удастся найти "ошейник" кольцо вокруг шеи.
ПТИЦА СЧАСТЬЯ
Птица счастья у меня ассоциируется с синей птицей. Помню, что мы в школе читали эту пьесу ("Синяя птица", Морис Метерлинк — прим. ред.), и она мне очень нравилась. Сюжета я не помню основного, но у меня возникает такая ассоциация. Я не ищу счастья в чем-то глобальном и грандиозном. Для меня эта птица не должна выглядеть как павлин, не должна быть разноцветной, с потрясающе длинными перьями, для меня, на самом деле, и обыкновенная серенькая птица будет нести невероятные эмоции. Что-то более укромное, что-то маленькое.

Есть у бердеров такое понятие как лайфер (lifer). Эта птица, встреченная впервые, новый вид в копилочку бердера. Ну и встреча с лайфером всегда сопровождается восторгом. Многие бёрдеры гонятся за количеством видов или за какими-то экзотическими видами птиц. Так вот, мне наоборот не хочется терять восторг от обыкновенных птиц наших широт. Я даже боюсь потерять это в себе.
Чечевица
Carpodacus erythrinus
ВАЖНО ЗНАТЬ
Что нужно знать человеку о птицах? Самое важное, наверное, что их ни при каких обстоятельствах нельзя кормить хлебом, даже если он остался дома, то лучше его положить в компост, чем отдать пернатым. И все это потому, что хлеб для птиц не несет абсолютно никакой пищевой ценности, он насыщает их, но ничего полезного не дает. Еще важно помнить, что все взаимосвязано: птицы, окружающая среда, воздействие человека, изменение климата. Если вдуматься, то такие тесные связи между всем этим. Например, если птиц в городе становится меньше, то это значит, что начались проблемы в городской среде, в том числе и в микроклимате города. Урон человек наносит масштабный. Здесь вопросы не только экологии, но и этики поведения человека на природе и с природой. Например, когда облагораживают парковые территории. Конечно, все эти старания очень приятны для человека, но для птиц подобные изменения губительны, к сожалению. Зачастую уничтожается среда обитания птиц, когда строятся красивые мостики и набережные. Те же самые пикники в парках с шумной музыкой, все это доставляет неудобство для обитателей. Пусть некоторая дикость остается.
БЛИЦ
1
Любимая птица?
Чернозобая гагара. Она очень грациозная, издает невероятные звуки, каждому нужно их услышать. Просто космические звуки, очень чарующие.
2
С какой птицей ты себя ассоциируешь?
Наверное, я себя ассоциирую с крапивником, маленькая такая коричневая птичка, у нее вздернутый хвостик, она очень юркая, очень скрытная, но при всей своей невзрачности и скрытности у нее очень красивая песня.
3
Чему людям можно поучиться у птиц?
Ходить "во всех направлениях" как поползень, быть преданным как альбатрос и смелым как воробьиный сыч.
Автор фотографий и иллюстраций — Кристина Хлебникова
ноябрь'19